Еще одна труба

Вторник, 29 июля 2008 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e

 Как известно, недавно объявлено о начале строительства газопровода из Туркмении в Китай, значительная часть которого пройдет через территорию Казахстана. Он обещает быть одним из самых крупных инфраструктурных проектов в Азии: общая протяженность более 7 тыс. километров.
Только на первом этапе реализации проекта в Узбекистане будет построено три компрессорные станции, и пять - в Казахстане. Первая очередь газопровода с выходом на Хоргос должна быть полностью построена, как ожидается, приблизительно за четыре года, хотя первая нитка, судя по сообщениям СМИ, будет проложена раньше. Несмотря на то, что вопросы финансирования проекта, опять же, судя по СМИ, окончательно не определены, однако в том, что газопровод будет построен, сомневаться не приходится. Чего пока нельзя сказать об его заполняемости.
Тема ресурсного потенциала Туркменистана по газу все последние годы была не менее интригующей, чем вопросы нефтяных запасов на казахстанской части Каспийского шельфа. У нас было очень модно рассуждать о том, куда будут направлены будущие нефтяные «реки», для которых еще и скважины-то не были пробурены, и в соседней стране происходило нечто подобное, только в отношении газа. Перспективы нашего углеводородного «эльдорадо», как известно, отодвигаются во все более далекую перспективу, что, кстати, имеет косвенное влияние и на проект газопровода в Китай: ведь помимо туркменского и, в будущем, узбекского газа, по нему предполагается экспортировать и казахстанский, в том числе с шельфовых месторождений. А когда они еще заработают! Но вот, в ходе оживившейся дискуссии о газовом потенциале наших соседей, после официального объявления о начале строительства газопровода прозвучало тоже много интересного. Очень многие эксперты говорят о том, что пока у Туркменистана нет достаточного объема «свободного» газа для заполнения китайской трубы, и по крайней мере не будет еще лет 5-7, несмотря на заверения, что работа газопровода начнется уже в ближайшее время.

С просьбой прокомментировать эту ситуацию я обратился к известному российскому эксперту по Центральной Азии Аждару Куртову. Вот его ответ:
- «В документе, который был принят пару лет назад и определяет сегодня перспективы развития ТЭК, обозначено, что к 2010 году добыча природного газа должна вырасти до 140-150 миллиардов кубометров в год, к 2020 - до 160-170 миллиардов кубометров в год, к 2030 году - до 250 миллиардов кубометров в год. В прошлом году в республике было добыто 72 миллиарда кубометров (а планировали добыть - 80 миллиардов), из которых экспортировал 51 миллиард (а планировали - 58 миллиардов), внутреннее потребление газа составляет 18 миллиардов кубов. Всего на 2007 год утверждалось, что в стране открыто 150 газовых и газоконденсатных месторождений с запасами 6,1 триллиона кубов. В разработке находилось 54 месторождения с запасами 2,7 триллиона кубов, подготовлено к разработке 11 месторождений с запасами 257 миллиардов кубов. Разведка велась на 70 месторождениях с запасами 3 триллиона кубов. В консервации находилось 11 месторождений с запасами 135,1 миллиарда кубов. В 2008 году планируют добыть 81,5 миллиард кубов.

Примечательно, что соглашение по этим месторождениям с китайцами - это первый контракт Ашхабада с иностранными кампаниями по разработке углеводородов не на шельфе Каспия, а на суше. Но - с топливно-энергетическим комплексом (ТЭК) Туркменистана по-прежнему не все ясно в смысле достоверности статистических данных.
В китайскую трубу планируют поставлять 13 миллиардов кубов с месторождений Самандепе и Алтын Асыр, которые разрабатывает «Туркменгаз», и запасы которых туркмены считают уже как доказанные. Остальные 17 миллиардов кубов планируют поставлять за счет освоения еще не до конца открытых месторождений на договорной территории Багтыярлык, где работают китайцы из CNPC на условиях договора о разделе продукции».

То есть, фактически, российский эксперт подтвердил мнение о том, что на данный момент сырьевая база будущего газопровода является нерешенным вопросом, и перспективы его пока «в тумане». Почему же газопровод, несмотря на это, строится? Нам, казахстанцам, полезно здесь вспомнить историю с нефтепроводом Западный Казахстан - Китай, который построили, но до сих пор заполняют вовсе не проектными объемами нефти, при том еще и отчасти российской. Такова, видно, судьба многих, если не всех инфраструктурных проектов, идущих из Казахстана в Китай: «работать» на перспективу. Вот только какую?

Об этом пишет Gazeta.kz.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e


Просмотров: 444
Рубрика: ТЭК


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003

Июнь 2020: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30