"Труд": Черное море стало кладбищем кораблей, а вылившееся количество мазута не соберут в течение нескольких лет

Вторник, 13 ноября 2007 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e

 Вчера в Керченском проливе продолжались поиски пропавших членов экипажей затонувших в этом районе судов. Найдено четыре мертвых тела. Сильнейший ураган, в воскресенье пронесшийся над Черным и Азовским морями, привел к сокрушительным последствиям. Потери от стихии - как в крупном сражении: затонули четыре судна, шесть сели на мель, два танкера получили повреждения. Старожилы и ветераны флота не припомнят ничего подобного за последние три десятилетия, хотя катастрофы можно было избежать.

Тяжелее всего пришлось тем, кого ураган застал на рейде в 40-километровой длины Керченском проливе. Укрыться от волн и ветра, скорость которого достигала 32 метра в секунду, судам оказалось негде. Якоря ползли по песчаному дну и не в силах были помочь экипажам. Степные, пологие берега не давали так называемой ветровой тени и не могли служить укрытием от урагана. Попытки экстренно уйти "штормовать" в открытое море выглядели явно запоздалыми. Одно за другим суда оказывались на мели, а теплоход "Волгонефть-139" с 4077 тоннами нефти на борту вообще разломился надвое у мыса Желтый Рог Таманского полуострова. Его носовая часть осталась на плаву, а кормовую понесло на берег. Оказавшихся на ней всех 13 членов экипажа сняли подоспевшие спасатели.

В 10.05 сигнал бедствия подал теплоход "Вольногорск", перевозивший 2437 тонн гранулированной серы. Помочь ему никто не успел: через 21 минуту "Вольногорск" уже лежал на 11 метровой глубине, а восемь его моряков отчаянно гребли к берегу на спасательном плоту. В такую бурю шансов у них почти не было, однако, к счастью, их заметили с оказавшегося поблизости украинского судна "Нептуния".

В 11.53 в том же районе на глубине 8,5 метра затонул теплоход "Нахичевань", также перевозивший серу. Его экипажу повезло меньше. Удалось поднять на спасительные суда лишь двух матросов и кока. Их доставили в городскую больницу Керчи. Тела еще четверых членов экипажа были вчера найдены пограничниками у российского берега. Четверо других на момент сдачи номера в печать считались без вести пропавшими.

В 12.20 воскресенья районе Косы Тузла села на мель несамоходная наливная баржа "Дика", перевозившая 4149 тонн мазута. Обоих членов ее экипажа снял морской буксир "Иракл".

В 17.00 распорол днище о подводные камни и затонул на глубине 10 метров теплоход "Ковель" с грузом серы на борту. 11 человек экипажа снял морской буксир "Меркурий" и доставил их в порт Кавказ.

В 18.35 в районе мыса Панагия (Таманский полуостров) выброшен на мель и полузатоплен плавкран "Севастополец". Угрозы жизни семи его моряков нет, с ними установлена устойчивая связь.

Примерно в эти же часы в районе Новороссийска сел на мель турецкий теплоход "Зия Кос". Пострадавших нет. У мыса Дооб на берег выбросило грузинский теплоход "Капитан Измаил", пытавшийся все же выбраться из бухты. В двух милях от мыса Херсонес близ Севастополя на камнях оказался сухогруз под грузинским флагом "Хай Исмаил". Пятнадцать членов его экипажа пропали без вести. Их поисками вчера занимался противолодочный вертолет Черноморского флота Ка-27ПС.

Последствия этих кораблекрушений придется устранять долгие месяцы. Как и разбираться, почему они случились. Без риска ошибиться можно предположить, что без пресловутого человеческого фактора не обошлось. Уже возбуждены уголовные дела по статьям "Загрязнение вод" и "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта". Отвечать по ним в первую очередь придется капитанам погибших судов. В числе первых вопросов, которые зададут следователи, наверняка будет такой: "Если штормовое предупреждение по флоту было дано в 17.15 минут в субботу, что помешало вам принять необходимые меры? Укрыться в ближайшем порту или, если это не было возможным, уйти штормовать в открытое море? Ведь именно так поступили капитаны еще примерно трех десятков судов, которых буря застала в районе Керченского пролива. И все эти суда уцелели".

Ответить на подобные вопросы потерпевшим бедствие капитанам будет трудно. Но от их ответов на эти вопросы зависит, каким образом в ближайшие годы они будут рассматривать окружающий мир: через стекла корабельных мостиков или через решетку тюремных камер.

В настоящий момент, как сообщили в Южном региональном центре МЧС, 320 человек, 40 единиц различной техники (в том числе 13 судов, четыре вертолета) заняты ликвидацией последствий стихийного бедствия. В частности, в районе Керченского пролива кружат вертолеты со спасателями на борту. В готовности находится вертолет Ка-27 пограничной службы. Созданы два отряда по 100 человек, в составе которых работают пожарные и спасатели.

Разумеется, главное сейчас - отыскать тех, кто считается без вести пропавшими, а также оперативно собрать нефтяные пятна, которые угрожающе расползаются по поверхности моря. Тем не менее уже сейчас специалисты задаются вопросом: "Почему произошла столь масштабная трагедия?"

Как сообщили нам в Южном региональном центре МЧС, накануне ЧП было объявлено штормовое предупреждение. В частности, в нем шла речь о том, что сила ветра может достигать 30-35 метров в секунду, возможен сильный шторм. Так и случилось: шторм достиг силы 7,8 балла. Несмотря на это, в первые часы шторма на свою тренировку вышли серфингисты - об этом корреспонденту "Труда" рассказал начальник пресс-службы Южного регионального центра МЧС Олег Греков. Они ушли от берега в море на 14 километров. К счастью, всех спортсменов удалось спасти. Но если их беспечность еще как-то можно понять, то почему оказались застигнутыми врасплох капитаны сразу нескольких судов? Как они должны были себя вести, получив штормовое предупреждение?

Вот мнение профессионала, капитана второго ранга, ростовчанина Юрия Манжуры:

- Насколько я знаю, речь идет о судах типа "река - море". Если морские суда могут уберечься от воздействий шторма, уйдя в море, то у судов смешанного плавания быть другая тактика. Они бы, на мой взгляд, могли спастись в укрытиях порта. Одно ясно: стихийное бедствие действительно очень сильное по разрушительным действиям. К тому же большинство судов были сильно изношены, с уставшим металлом.

Вчера в порту Кавказа начал действовать российско-украинский оперативный штаб спасательной операции по ликвидации последствий кораблекрушений. С российской стороны его возглавляет заместитель министра транспорта РФ Борис Король. Вот что заявила "Труду" представитель штаба Любовь Бритвина:

- В настоящий момент усилия сосредоточены на следующих направлениях - поиске пропавших без вести моряков, выработке способов подъема затонувших судов и сборе вытекшего в море мазута с танкера "Нахичевань". Но операция начнется только после того, как высота волн не будет превышать одного метра. Сейчас шторм начал стихать, но все волны выше полутора метров. Ненастная погода, по данным синоптиков, продержится еще 2-3 дня.

Больше всего проблем ожидается с очисткой акватории, куда вылился мазут при крушении танкера "Волгонефть-139". Он перевозил 4,7 тыс. тонн мазута, четверть груза вытекла. Само судно раскололось на две части. Носовую часть удалось удержать на якорях. А экипаж в составе 13 человек перебрался на кормовую часть. Большая часть мазута сейчас осела на дно, поскольку при низкой температуре воды нефтепродукты на поверхности не удерживаются.

Самой страшной экологической катастрофой региона называют специалисты эту цепь кораблекрушений. Многокилометровое ядовитое пятно из нефти и серы понесло к берегам Крыма. Оно может погубить морскую флору и как минимум на год сделать непригодными пляжи от Феодосии до Ялты.

Если полосу мазута с серой все-таки прибьет к южному берегу Крыма, ликвидировать загрязнение будут до осени. Курортный сезон-2008 можно считать проваленным. Президент Украины Виктор Ющенко потребовал от Виктора Януковича лично возглавить оперативный штаб по ликвидации последствий стихии в Крыму и взять под особый контроль экологическое состояние Керченского залива.

Похоже, это будет последнее поручение Януковича на посту премьер-министра. В техногенноопасном керченском регионе МЧС Украины попросту не имеет современной техники для сбора разлившегося в море мазута. Тем временем по приказу из Киева республиканское министерство курортов и Минприроды уже начали сбор информации для судебных исков к владельцам затонувших судов. Практически все погибшие корабли шли под флагом России. Предполагается, что российская сторона получит многомиллионные иски возмещения экологического ущерба.

ТАКОЕ КОЛИЧЕСТВО МАЗУТА НЕ СОБЕРУТ В ТЕЧЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ЛЕТ

Рано утром в Темрюкском районе у мыса Желтый Рог Таманского полуострова на якорной стоянке буквально переломился пополам танкер "Волгонефть-139" с 4 тысячами 77 тоннами мазута на борту. Из отделившейся кормы в море вылилось около 1200 тонн мазута. Также сильные повреждения получил танкер "Волгонефть-123", на борту которого находилось более 4 тонн мазута. На мель выбросило две баржи, они получили пробоины.

По оценкам природоохранных ведомств, всего в Азовское море вылилось около 2 тысяч тонн мазута. Экологи уже называют это чрезвычайное происшествие катастрофой. "К нам поступают видео- и фотоматериалы с места происшествия, на которых запечатлена измазанная в нефтепродуктах птица и рыба, - рассказал "Труду" руководитель токсического отдела "Гринпис Россия" Алексей Киселев. - Многие из этих особей погибнут, некоторые попадут в пищу. Кроме того, нефтяную пленку может отнести в Черное море".

По оценкам российского "Гринписа", весь мазут собрать не удастся. Около 300 тонн осядет на дно. Но ближе к лету, когда вода прогреется, нефтепродукты непременно поднимутся на поверхность. Остальную часть мазута прибьет прибоем к берегу. "И вот тут всем нужно будет записываться в добровольцы и буквально лопатами отгружать эту гадость, как делали недавно в Испании. Чем больше будет задействовано людей, тем скорее удастся решить проблему", - комментирует Киселев.

Cравнимая по масштабам экологическая катастрофа была в 1989 году. Тогда у берегов Аляски потерпел крушение танкер, из которого вылилось 34 тысячи тонн нефтепродуктов. Ущерб составил 10 миллиардов долларов, а прибрежное население до сих пор страдает от последствий катастрофы.

Кроме танкеров, сильно пострадали три сухогруза, груженные серой: "Вольногорск-Балкер", "Нахичевань" и "Коваль". Это химическое вещество было упаковано в герметичные контейнеры. "С точки зрения экологии это неопасный продукт, так как для начала опасных реакций нужна очень высокая температура", - пояснил "Труду" заместитель руководителя Росприроднадзора Олег Митволь.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e


Просмотров: 555
Рубрика: ТЭК


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003